RSS

Городской портал госуслуг
Газета «Преображенка»
  • вконтакте
  • facebook

4 октября – День Гражданской обороны

29.09.2014

Система гражданской обороны ведет отсчет от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО), как составная часть системы ПВО страны. В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД ССС Р.

Суровым испытанием для МПВО стала Великая Отечественная война. Она показала, насколько эффективно была организована система защиты, была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов. МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло. Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС).

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”. Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России.

17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей. 19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина № 221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.

10 января 1994 г. Указом президента Российской Федерации № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

С 1961 г. и по сей день, гражданская оборона выполняла стратегическую оборонную задачу: защищала население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника. Большинство населения обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки. Многое сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.

Сегодня гражданская оборона – это система мероприятий, учитывающих новые взгляды на защиту населения и территорий от современных видов угроз.

Гражданская оборона в Москве организовывается в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и постановлением Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. № 182-ПП «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве».

Руководитель Гражданской обороны Москвы – Мэр города. Он осуществляет руководство через территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченное решать задачи гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в столице.

Сегодня Гражданскую оборону Москвы возглавляет Сергей Семенович Собянин. Руководство гражданской обороной в административных округах Москвы осуществляют префекты административных округов, в районах – главы управ. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной осуществляется через соответствующие координационные органы. Координацию гражданской обороны города Москвы осуществляет Правительство Москвы и штабы гражданской обороны территориальных, функциональных и отраслевых органов исполнительной власти Москвы и организаций.

Главное Управление МЧС России по г. Москве осуществляет надзор в области гражданской обороны в рамках создания единого надзора МЧС России, что нашло свое отражение в ряде документов Главного управления МЧС России по г. Москве.

Основными задачами в области гражданской обороны в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. № 182-ПП «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве» являются:

– обучение населения в области гражданской обороны;

– оповещение населения об опасностях, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения;

– восстановление и поддержание порядка в районах, вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В последние годы продолжает совершенствоваться техническая оснащенность системы Гражданской обороны:

– вводится в строй вторая очередь Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;

– совершенствуется автоматизированная система контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах;

– продолжается создание локальных систем оповещения, их взаимоувязка и сопряжение с общей системой оповещения населения города;

– внедряются новые виды и системы связи, а также структурированная система мониторинга инженерных сетей, строительных конструкций, зданий и сооружений;

– закупается современное спасательное оборудование.

Важным решением Правительства Москвы стало создание специализированных пожарно-спасательных отрядов, предназначенных для ведения поисково-спасательных работ и тушения пожаров в зданиях повышенной этажности и в тоннелях. Высокий профессионализм персонала и надлежащая техническая оснащенность отрядов позволяют успешно вести спасательные работы в опасных и сложных условиях.

К важным направлениям в деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве сегодня относятся:

– совершенствование противопожарной, радиационной, химической, медико-биологической защиты населения;

– создание запасов и своевременное обновление накопленных средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки, а также дозиметрического контроля, улучшение условий их хранения и осуществление контроля за их техническим состоянием.

Задачи гражданской обороны в настоящих условиях продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большую значимость.  

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати